Топливный кризис: возвращение
10 мая 2012 года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, по причине участившихся случаев аварийных ситуаций на железной дороге, ввело запрет на использование цистерн предназначенных для транспортировки светлых нефтепродуктов в качестве емкостей для перевозки нефти и темных нефтепродуктов.
Аварии на железной дороге были спровоцированы недобросовестной эксплуатацией цистерн, большому износу техники и не соблюдению скоростного режима движения составов.
Учитывая то, что цистерны для перевозки светлых и темных нефтепродуктов имеют различие в массе и объеме (цистерны для светлых производных нефти легче и вместительнее, ввиду меньшей плотности данного вида ГСМ), при несоответствующей эксплуатации цистерн для светлых нефтепродуктов, происходил разлом колесных тележек и состав сходил с рельс.
Минтранс считает, что введя данный запрет количество подобных чрезвычайных ситуаций должно сократиться.
Однако, данное действие повлекло за собой резкое сокращение парка транспортной техники (более 30%!). Данное обстоятельство сразу же сказалось на внутрироссийском нефтегазовом рынке. Так, нефтяная компания «Альянс» остановила одну из установок Хабаровского НПЗ по первичной переработке нефти. Не исключением стал Комсомольский НПЗ компании «Роснефть», который в следствие недопоставок сырья также остановил один из своих нефтеперерабатывающих узлов. Данная проблема может послужить причиной сокращения и сбоя поставок по всему Дальнему Востоку.
Похожая ситуация возникла на нефтеперерабатывающих заводах компании «Башнефть». Первые пострадавшие компании стали очевидным примером спешного и несогласованного решения. Остальные участники нефтегазовой отрасли пока не ощутили негативных изменений в процессе поставки топлива, однако данная проблема может охватить весь рынок нефтегазовой отрасли страны.
Представители ряда крупных нефтяных компаний уже выступили с обращением к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить решение о запрете на перевозку до августа этого года, чтобы рынок смог провести подготовительные работы и смягчить удар данного запрета. Однако Минтранс пока не пошел на уступки производителям топлива.
Ответственность за возможный топливный кризис пока никто не готов взять на себя.
Данное обстоятельство не исключает изменение диапазона цен на розничную продажу топлива.